Как проведете летний отпуск? (Всего голосов: 178)
Поддержу отечественный туризм
22.47% (40)
Поеду за границу
14.04% (25)
Отдохну дома на любимом диване
19.1% (34)
Буду пахать на даче
11.8% (21)
Какой отпуск, я работаю!
32.58% (58)

Ольга Солнышкина: «Специальная педагогика переживает второе рождение…»

В минувшую среду, 28 сентября, в редакции газеты «Все для Вас» прошла прямая линия с директором реабилитационного центра «Оптимист» Ольгой Солнышкиной. В течение часа Ольга Леонтьевна отвечала на телефонные звонки наших читателей. Публикуем вопросы жителей и ответы на них.

- Хочу выразить благодарность за вашу работу и узнать, планируете ли вы расширять помещение, больше набирать детей в реабилитационный центр?

Логинова Полина

- Расширятся - наша большая мечта. Но планирование подразумевает что-то конкретное. Во-первых, в  прошлом году мы успели оформить права на собственность прилегающей к центру небольшой земельной территории. Теперь этот участок - наш  резерв для развития. Во-вторых, со  следующего года мы увеличим количество детей, которых наберем в группу раннего возраста. У нас начнет работать служба ранней помощи - крайне важное направление. Если всё пойдет по плану, то мы сможем принимать детей с 0 месяцев до 3 лет. Конечно, останутся и все услуги, которые оказывает центр сегодня. Если говорить не о таких близких перспективах, то нам необходимо расширять помещение, перебираться куда-то ближе к центру города и строить спортивные объекты. Сейчас у нас в районе практически нет никакого специализированного спортивного центра для детей с инвалидностью.

- Какое у вас образование?

Ольга

- У меня два педагогических образования. Есть небольшой опыт работы в школе: в начальных и в старших классах. Потом был период, когда я ушла из педагогики. Но некоторое время назад пришло понимания, что хочу вернуться в профессию, но, при этом сузить специализацию - работать именно с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Для этого нужно было снова учиться. Я поступила в магистратуру Московского городского педагогического университета, в институт специального образования и комплексной реабилитации. В  декабре этого года мне предстоит защита диссертации на тему «Логопедическая работа, направленная на социализацию и коммуникацию детей с расстройством аутистического спектра». Кроме образования, учеба в институте дает очень много контактов и возможностей посещать разные семинары. Причем я привлекаю к образовательным программам и сотрудников нашего центра. Мы за прошлый год больше 10 раз разными педагогическими составами из нашего коллектива посещали  тематические конференции, курсы повышения квалификации, семинары. В сентябре я с коллегами отучилась на курсах повышения квалификации по работе с детьми раннего возраста. Мы посетили семинар по образовательной программе для детей с расстройствами аутистического спектра в российский психолого-педагогическом университете. В конце этого месяца я участвовала на конференции «Люди как люди». Это образовательная программа для детей с синдромом Дауна. На открытии присутствовали министр образования РФ Ольга Васильева. Важно быть сейчас в центре таких событий. Хочу отметить, что специальная педагогика сейчас переживает второе рождение. Меняется не только отношение к людям с инвалидностью (это уже следствие), меняется принцип их интегрированности в обществе.  А это требует от специалистов больших знаний. Их можно  получить только общаясь в этом кругу, понимая запрос. У процесса интеграции особенных детей в общество несколько главных составляющих успеха. И одна из них – это образование педагогического персонала. На сегодняшний день только 20% педагогов прошли хоть какую-то подготовку, курсы повышение квалификации, направленные на работу с особыми детьми. Это небольшой процент. Сейчас в каждом детском саду, а иногда и в каждой группе, есть дети с ограничениями жизнедеятельности. И надо знать, как с ними работать, как корректировать их нежелательное поведение.

- Какие методы реабилитации используются в работе с детьми, страдающими аутизмом?

Елена Ермакова

- Ещё лет пять назад у нас в стране даже такого диагноза как аутизм не было. Поэтому нет и российских методик для реабилитации аутистов. Используются элементы американских и европейских программ. Поэтому очень важен обмен опытом. Одна из главных задач в работе с такими детьми - их социализация, потому что, как правило, эти дети хорошо работают индивидуально и очень проблематично - в коллективе. Если говорить о конкретных методах работы, то у нас есть канистерапия: два раза в неделю в «Оптимист» приходит педагог с собаками. В этом году у нас появилась иппотерапия. Причем иппотерапевты рекомендовали нам именно групповые занятия. Дети общаются в небольшом  коллективе из  4-5 человек, выполняя инструкции взрослого и, конечно, большое значение для них имеет общение с лошадьми.

 

- Нужны ли вам волонтёры в центр «Оптимист» и сотрудничаете ли вы с молодыми специалистами?

Екатерина

- Молодых специалистов, особенно за последний год, у нас появилось много. Волонтёры нужны. Но, естественно, мы предъявляем к ним довольно высокие требования. Поскольку наши воспитанники - особые дети, здесь нужно владеть  хотя бы какими-то навыками работы и понимать специфику нашего учреждения. Если у вас это есть - добро пожаловать; или вы готовы этому поучиться – мы готовы научить.

- Что вы как руководитель делаете  для того, чтобы расширить услуги и увеличить количество детей,  проходящих у вас курс реабилитации?

Татьяна Николаевна

- Хотела бы сначала отметить то, что, побывав в различных муниципалитетах, я могу констатировать, что у нас в районе большие возможности для воспитания, лечения, реабилитации  детей с ограничениями по здоровью. Так сложилось, что территории Сергиево-Посадского района находятся сразу несколько уникальных специализированных учреждений: детский дом-интернат «Берёзка» для умственно отсталых детей; детский дом для слепоглухих, речевая школа в Жучках.  

Таких реабилитационных центров как  наш «Оптимист» в Московской области семнадцать. Уникальность нашего социального учреждения в том, что мы оказываем комплекс медицинских и педагогических услуг, в то время как система образования оказывает только педагогические, а здравоохранения – только медицинские услуги.

Кстати, с 1 января 2015 года начал действовать 442 федеральный закон о социальном обслуживании населения, который расширил количество людей, имеющих право получать бесплатные услуги в центрах от социальной защиты. Таким образом, у нас могут проходить курсы не только дети с инвалидностью, но и дети с ограниченными возможностями, и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Я четко понимаю, что у нас категорически не хватает учреждения, где могли бы находиться сложные дети, что дало бы возможность родителям работать. Главная претензия к нам – это то, что мы не держим ребят постоянно. Пусть количество активных родителей, желающих работать небольшое, но проблема такая стоит остро.

Но мы не можем работать к детский сад - такие  условия нам ставят учредители. Мы -  реабилитационный центр. Если ребенок будет находиться у нас постоянно, то это противоречит самой идеи реабилитации. Наша задача – социализировать ребенка, помочь ему внедриться в общество, убрать по возможности нарушения, которые этому препятствуют.  Поэтому надо максимально использовать возможности, которые мы имеем в районе – например, устраивать трудных детей в стационар интерната «Березка».

А мы, как социальное учреждение, чтобы социализировать своих воспитанников, стараемся расширять возможности для общения, встреч, интересных поездок.

 

- Знакомая водит к вам в центр «Оптимист» своего ребенка заниматься. Я знаю, что к вам можно попасть в течение года два раза. Возможно ли это сделать еще в третий раз?

Евгения

- Возможно только в том случае, если на следующий курс набрано меньше детей. Мы смотрим, кому мы должны дать второй курс – кто прошел только один курс из них. Мы опрашиваем родителей. Допустим, из 10 человек 3 человека прошли только первый курс и они хотят пройти второй – это их преимущественное  право. Затем мы смотрим документы тех, кто получил направление к нам. Если 7 человек уже есть, то мы никого из «стареньких» не может брать. Но если будет вакантное место, мы можем предложить прийти на третий курс. Поэтому за неделю  до окончания курса надо позвонить и спросить, есть ли такая возможность.

 

- Я хочу выразить от всей семьи большую благодарность за ваш труд, за отношение к нашим деткам. Вы проделали огромную работу для  привлечения аниматоров, спонсоров. За такой короткий срок наладили сотрудничество с большим количеством организаций, что обеспечило интересную разнообразную культурную программу детям.

Эльвира

- С кем уже сложилось сотрудничество «Оптимиста»?

Елена

- У нас очень хорошие отношения с этнопарком «Кочевник» – там нас всегда ждут и нам всегда рады, с библиотекой им. В.В. Розанова, ОДЦ «Октябрь». Сейчас к нам приходит сотрудник музея «Конный двор» и доступно, интересно, учитывая специфику детей, рассказывает об истории нашего края. Огромное дело делает компания ГалоБриз – соляные пещеры – уже год наши дети проходят у них профилактические курсы. Большое спасибо всем организациям нашего района, всем сергиевопосадцам – к кому бы мы не обратились за помощью, никто не отказывает. Но у меня есть чёткое понимание, что именно в спонсорской помощи больше нуждаются общественные организации, чем мы. Финансирование нашего учреждения позволяет оплачивать самое дорогое – кадры. Кроме того, дети имеют возможность в течение дня бесплатно пребывать в нашем учреждении, питаясь шесть раз и получая услуги профессиональных педагогов и медиков.

- Будет ли у «Оптимиста» свой бассейн?

Ирина

- Я уже отмечала, что мы расширили наш земельный участок. Это позволит нам в будущем развиваться, в том числе и строить. То есть место для бассейна есть. Но сегодня именно о строительстве ничего конкретного сказать не могу. Пока есть понимание, что это будет дополнительный корпус, в том числе, в котором должен быть и бассейн. Мы хотим, чтобы там были и мастерские для детей-подростков. Мальчишкам и девчонкам  старше 12 лет на сегодняшний день мы ничего не можем предложить, так как все методики в основном рассчитаны на дошкольников. А подросткам нужны творческие мастерские, трудовая реабилитация. Кроме того,  там мы хотим сделать еще службу ранней помощи  для детей от 0 до 3 лет.

- Что подразумевает под собой эта служба?

Ирина

- Это отдельная история. Месяц назад Дмитрием Медведевым подписана концепция оказания ранней помощи в Российской Федерации. Это документ, который  говорит о том, что в 2020 году ранняя помощь для детей от 0 месяцев до 3 лет должна в России отлажено работать. Поэтому сейчас идёт процесс отбора регионов, в которых запускаются пилотные проекты по оказанию ранней помощи. На уровне Российской Федерации это поручили министерству труда и защиты. На уровне области -  министерству социального развития. Одно из обязательных условий работы новой службы – межведомственное взаимодействие образования, здравоохранения и соцзащиты. Весной в Подмосковье прошли совещания на уровне этих трех министерств. Директорам учреждений предложили создать проект программы – как мы видим на муниципальном уровне работу службы ранней помощи. Все, кто хотел, написали свои концепции. Мы представили свою программу создания модели оказания ранней помощи на территории нашего  района. В области выбрали лучшие (именно в этих районах будут реализовываться пилотные проекты). Победили две программы – наша и Электростали. Базовым центром для реализации нашей программы будет центр «Оптимист».

Кроме того, наш район подал заявку на участие в конкурсе получения гранта на оказание ранней помощи в федеральный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Совсем недавно стало известно, что мы  выиграли. Этот грант дает 2 млн рублей на приобретение оборудования для реализации пилотного проекта. В рамках этой программы предполагается создание двух лекотек – специально оборудованных игровых комнат, где будут проводить занятия специалисты. Одна из лекотек будет на базе нашего центра. Мы хотим на два года найти для этого помещение и поэтому обращаемся к организациям нашего города: может кто готов предоставить нам площади. Мы в свою очередь готовы отремонтировать помещение и сами его оснастим всем необходимым. Вторая лекотека будет на базе одного из детских садов.

Чтобы заработала сама модель, мы должны соблюсти принцип взаимодействия трех ведомств. Для этого при координационном совете по делам инвалидов, которая у нас есть в администрации района, должна будет быть создана комиссия по ранней помощи. Главное, чтобы в нее вошли представители образования, здравоохранения и соцзащиты. Задача номер один для ранней помощи - раннее выявление детей в ней нуждающихся – это задача медиков. Они должны будут работать в этом направлении с беременными и с малышами в роддоме. Для медиков уже разработана схема – каких детей и куда они направляют на диагностику, лечение или реабилитацию. К нам ребенок уже придет, когда пройдет диагностику и будет направлен специалистами. Тогда мы будем брать его под своё крыло и работать по назначениям. Если родителей или медиков насторожит что-то на более поздней стадии (уже после выписки из роддома), то они должны знать о том, что могут обратиться в службу ранней помощи и получить там квалифицированные услуги.

Записала О.Серокурова, фото автора

Есть о чём рассказать? Делитесь своей новостью!
И ваша информация появится на страницах нашего сайта.
Пишите на адрес info@vdvsp.ru

Вход

Введите свой электронный адрес и пароль

Запомнить Забыли пароль?

Восстановление пароля

Укажите электронный адрес, указанный при регистрации. На него будет отправлено письмо с новым паролем.